
ПМПавел МхеидзеКак реформа ЕГЭ влияет на образование и общество.
Предстоящие изменения в системе приема в высшие учебные заведения, анонсированные министерством образования, вызывают серьезные опасения. Уже с будущего года минимальные баллы по ЕГЭ для поступления будут значительно повышены сразу по шести предметам, что может кардинально изменить ландшафт высшего образования в России. Эта инициатива, представленная под знаменем «повышения качества», на деле рискует стать мощным фильтром, ограничивающим доступ к высшему образованию для широких слоев населения и формирующим не только образовательную, но и социальную иерархию.
Новые барьеры на пути к высшему образованию
Проект приказа уже опубликован для общественного обсуждения. Если документ утвердят, то новые требования начнут действовать с 2026 года. Минимальное количество баллов по истории увеличится с 36 до 40, по иностранному языку — с 30 до 40, по физикк — с 39 до 41, по химии и биологии — с 39 до 40, по информатике — с 44 до 46.
Первыми от повышения проходных баллов пострадают на выпускники общеобразовательных школ, особенно в регионах, где уровень подготовки часто уступает столичным стандартам. Особенно уязвимыми окажутся те, кто сдает иностранные языки — предмет, который и без того считается одним из наиболее сложных.
«Повышение даже на несколько баллов — это тысячи школьников, которые просто не дойдут до вуза, — цитируют „Новые известия“ учителя русского языка Юлию Ковалеву. — Для Москвы и крупных городов это не катастрофа, но в регионах это будет удар по целому поколению абитуриентов».
Если в мегаполисах существует развитая инфраструктура для дополнительного образования и подготовки к ЕГЭ, то в провинции доступ к качественным репетиторам и курсам значительно ограничен. Таким образом, талантливые, но менее обеспеченные выпускники из регионов окажутся в заведомо проигрышной ситуации.
Эти нововведения вписываются в общую тенденцию «фильтрации» абитуриентов, которая наблюдается в последние годы. Ранее уже звучали предложения об ограничении количества мест даже на коммерческих направлениях. По сути, если раньше платное образование служило своего рода «страховкой» для тех, кто не прошел на бюджетные места, то теперь и этот путь становится труднодоступным. Высшее образование становится привилегией, доступной лишь немногим.
Открытые двери закрытых клубов: изменение роли университетов
Вместо того чтобы быть центрами развития интеллектуальных способностей, площадками для свободного обмена знаниями и формирования критического мышления, университеты рискуют превратиться в закрытые клубы для элит. Таким образом, система воспроизводит и закрепляет социальное неравенство, фактически передавая его по наследству.
Если цель высшего образования — развитие страны, ее научного, культурного и экономического потенциала, то такой подход выглядит контрпродуктивным. Он не столько повышает «качество» образования (ведь высокий балл ЕГЭ отнюдь не всегда гарантирует истинный интеллект и потенциал), сколько формирует искусственный дефицит высокообразованных кадров, отсекая часть способной молодежи от путей самореализации.
Скрытые мотивы и опасные последствия
Под завесой «повышения качества» просматривается иная, более прагматичная цель — перенаправление потоков абитуриентов. Многих выпускников, которые не смогут преодолеть новый проходной барьер, предстоит «загнать» в колледжи, техникумы, на заводы или в армию.
В условиях растущего дефицита рабочих кадров и специфических геополитических вызовов это выглядит как попытка решить текущие проблемы за счет долгосрочных стратегических интересов страны и индивидуальных образовательных траекторий молодых людей.
Последствия такой политики могут быть весьма плачевными. Увеличение количества выпускников колледжей не решит проблему нехватки инженеров, ученых, управленцев, квалифицированных менеджеров, медиков и педагогов. Компании, уже сейчас испытывающие дефицит кадров, столкнутся с еще более серьезными трудностями в поиске специалистов с высшим образованием. Дефицит компетентных управленцев, способных принимать стратегические решения и развивать экономику, со временем станет критическим.
Талантливые молодые люди, не имеющие возможности поступить в российские вузы, будут искать пути для получения образования за границей. Это приведет к усилению «утечки мозгов».
Для многих семей высшее образование — это социальный лифт, шанс на лучшую жизнь. Лишение этой возможности может вызвать массовое разочарование, чувство несправедливости и фрустрации у молодежи и их родителей, что чревато ростом социального напряжения.
К тому же общество, где доступ к глубоким знаниям и исследованиям ограничен, теряет свой инновационный потенциал. Способность к критическому мышлению, генерации новых идей и разработке прорывных технологий напрямую зависит от широкого доступа к качественному высшему образованию.
Региональные университеты, лишившись значительной части абитуриентов, могут закрыться или превратиться в филиалы столичных вузов, что еще больше усугубит региональное неравенство.
Идея о том, что «сейчас нужны только солдаты и рабочие», игнорирует сложную структуру экономики и общества. Современное производство требует высокотехнологичных специалистов, а армия — не только рядовых, но и квалифицированных инженеров, IT-специалистов, логистов. Упрощенный подход к формированию кадрового резерва в долгосрочной перспективе нанесет непоправимый ущерб развитию страны.
Поднимая планку для поступления в вузы, государство, возможно, стремится решить сиюминутные задачи. Однако такая политика рискует породить гораздо более глубокие и системные проблемы. История показывает, что процветающие нации строятся на широком доступе к качественному образованию и поощрении интеллектуального развития, а не на его искусственном ограничении.
Если этот тренд продолжится, через несколько лет мы столкнемся не только с кадровым голодом, но и с потерей целого поколения, чей потенциал был загублен на входе в «закрытые клубы» высшего образования.
Павел Мхеидзе