Сказочное импортозамещение. Зачем российский кинематограф сделал ставку на фольклор?

Сказочное импортозамещение. Зачем российский кинематограф сделал ставку на фольклор?

Сказочное импортозамещение. Зачем российский кинематограф сделал ставку на фольклор?

Почему российское кино выбирает сказки вместо фильмов про войну?

НКНаталия КазаковаОтечественные киносказки, финансируемые Минкультуры, больше напоминают комиксы, а не советские шедевры и русские былины. Смогут ли киношники окончательно избавиться от влияния «Диснея», и почему режиссеры в основном предпочитают снимать сказки, а не патриотические фильмы, разбирались «НИ».

Наталия Казакова

Сборы в прокате российской военной кинодрамы «Август», рассказывающей о советских контрразведчиках в годы Великой Отечественной войны, превысили 1 млрд рублей. Кинокартина, вышедшая на экраны месяц назад, бьет рекорды по посещаемости, однако, сегодня это редкость для российских кинопроизведений такого жанра.

Российский кинематограф переживает «сказочный бум». Судя по анонсам онлайн-кинотеатров, сегодня на разных стадиях производства находится более полусотни картин с волшебными сюжетами. Режиссеры переосмысливают советское наследие, снимают фильмы по мотивам мультфильмов и экранизируют фольклор. Так, на минувшей неделе состоялась громкая премьера «Горыныча» режиссера Дмитрия Хонина о приключениях лихого моряка Алексея и его маленького друга-дракончика в неопознанном Тридесятом королевстве.

Русские богатыри и красавицы пользуются у кинобизнеса огромной популярностью. А официальный уход из России в 2022 году лидеров индустрии — «Уолт Дисней», «Уорнер Бразерс», «Универсал Пикчерс» и «Парамаунт Пикчерс» — открыл для них новые горизонты. Тот редкий случай, когда отечественное производство, безусловно, выиграло от введения западных санкций.

«На сегодняшний день в России, как и в США, главенствует исключительно продюсерский кинематограф — запускаются проекты с потенциально высоким уровнем коммерческого успеха и прокатной историей. Кроме того, существует целый ряд приоритетных тем. Во-первых, историческое кино о событиях и личностях времен Великой Отечественной. Во-вторых, фильмы о наших спортивных победах. И, в-третьих, детские ленты. В непростые времена нужны добрые и чистые фильмы. Крайне важно дать возможность зрителю хотя бы на полтора-два часа окунуться в мир грез и радости. В ближайшее воскресенье обязательно пойду с сыном на фильм моего друга и коллеги Дмитрия Хонина», — рассказал корреспонденту «НИ» режиссер Леонид Баграмов.

Впрочем, некоторые из этих фильмов только детскими не назовешь. В них есть эпизоды или цитаты, понятные лишь взрослой аудитории в духе бессмертных творений Марка Захарова «Убить дракона» или «Формулы любви». Взять хотя бы анимационный богатырский цикл студии «Мельница»: монголы, князья, психоанализ, семейные драмы, феминизм, коллекторы, казнокрады. Быль сегодняшняя, приправленная каноническим эпическим повествованием и народным духом.

Народ, кстати, давно разобрал мультфильм на цитаты — «А как задумался, так сразу упор лежа принял…» и другие. Сказочный кинематограф, как и в советские времена, заговорил эзоповым языком.

В интересах культурной революции

Российский зритель не чувствует себя обделенным сказочными персонажами. Только вместо заморской нечисти теперь мы видим на экранах любимые с детства образы: Кощея, Бабу-ягу, Емелю и Трубадура.

«Что лично меня смущает, так это сценарная трактовка. Русские сказки имеют яркую и особенную форму повествования, выстроенную веками. Сейчас же мы пытаемся идти по пути Голливуда и уходить в форму современных комиксов. Комикс — это продукт американской и японской культуры, но не русской. На мой взгляд, в жанре сказок нужно работать, сохраняя истинно русские традиции советского кинематографа, заложенные великими Александром Роу, Михаилом Юзовским, Александром Птушко и Александром Миттой», — считает режиссер.

Подавляющее большинство выходящих на экраны киносказок финансируется Министерством культуры РФ и Фондом кино. Доля госфинансирования увеличивается с каждым годом. По этому показателю сказки обгоняют даже патриотические фильмы про Великую Отечественную войну. Поддержка распределяется по итогам конкурсного отбора — съемочные группы защищают свои сценарии перед экспертным советом.

Огромные суммы сказки собирают и в прокате. Так, отечественный «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко два года назад потеснил «Аватара» Джеймса Кэмерона и собрал рекордные 7 млрд рублей. Постером с анонсом фильма про плюшевого ушастика встречали даже гостей Петербургского экономического форума — масштабного международного события.

Сказочное импортозамещение. Зачем российский кинематограф сделал ставку на фольклор?

Сказочное импортозамещение. Зачем российский кинематограф сделал ставку на фольклор?

Но, как ни странно, очередной взлет популярности русского кинофольклора связан со студией «Дисней». Именно российское отделение компании на рубеже нынешнего десятилетия, еще до закрытия границ и санкций, выпустило трилогию «Последний богатырь». Первая часть собрала в кинотеатрах 1,7 млрд при бюджете картины в 370 млн рублей. Две другие превысили 2 млрд рублей. А далее продюсеры, проанализировав зрительский спрос, вовсю начали эксплуатировать сказочную тему.

Русская сказка — альтернатива западным комиксам, которые в РФ теперь не посмотреть легально. Во-первых, «свято место пусто не бывает». У нас тоже есть свои супергерои-богатыри, которые формируют патриотический контент, побеждая сказочное зло. Во-вторых, «сказка ложь, да в ней намек…» Фильмы с волшебным сценарием практически гарантированно получают прокатные удостоверения. И в них можно завуалировать то, что не пропустят никакая цензура и самоцензура.

«Современные экранизации советских мультфильмов — „Летучий корабль“, „Бременские музыканты“, „Чебурашка“ — это заигрывание с условно повзрослевшими людьми, успевшими стать родителями. Таким образом связываются поколения. Но есть, конечно, и свои подводные камни. Они грешат злободневностью», — прокомментировала сказочную популярность кандидат культурологии, преподаватель Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушинского Варвара Тирахова.

Из наиболее удачных киносказок эксперт отметила хит с Никитой Кологривым «По щучьему велению».

«Неожиданно хорошо проработана художественная часть с созданием естественных, недорисованных декораций. Это очень круто выглядит. Кроме того, создатели фильма обращаются в первую очередь к фольклорному сюжету, даже к нескольким фольклорным сюжетам и особым образом их миксуют. Также можно отметить мюзикл „Летучий корабль“, который сочетает старые песни с рок-хитами и популярной музыкой нулевых. С одной стороны, тренд, с другой — опять заигрывание с миллениалами, с родителями, которые сейчас приводят своих детей в кино. Как можно устоять, когда слышишь „Верхом на звезде“ Найка Борзова! Но если советские киносказочники состояли на службе у культурной политики и просвещения, то современные, очевидно, в первую очередь активно борются за кассу», — сказала Варвара Тирахова.

В целом эксперт-культуролог оценивает современные сказки как «подающие надежды»:

«Именно детский кинематограф во многом формирует ту самую российскую идентичность, он очень важен для воспитания новых поколений. Я думаю, что у нас еще научатся их снимать и, возможно, вообще найдется какая-то новая уникальная форма детского кино».

Сказочное импортозамещение. Зачем российский кинематограф сделал ставку на фольклор?

Зритель голосует рублем

И хотя современные экранизации и адаптации сказок по-разному оцениваются критиками, разбирающими на детали не только актерскую игру и режиссерский замысел, но и технические аспекты кинопроизводства, снимать их оказывается выгодно.

  • «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича». 2025 год. Бюджет фильма — 1 млрд рублей, сборы — более 3 млрд рублей.
  • «Летучий корабль». 2024 год. Бюджет фильма — 750 млн рублей, сборы — более 1 млрд рублей.
  • «По щучьему велению». 2023 год. Бюджет фильма — 600 млн рублей, сборы — более 2,5 млрд рублей.

Эффектные декорации, грим и компьютерная графика стоят дорого. Но, как известно, деньги делают деньги. Визуальная привлекательность, яркие образы и смелые шутки обеспечивают киносказкам кассовые сборы.

Но успех «Августа» показывает, коммерчески успешным может быть и серьезное патриотическое кино, если, разумеется, его делать качественно и с душой, а не ради плановой министерской галочки.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.