

Почему российское кино выбирает сказки вместо фильмов про войну?
НКНаталия КазаковаОтечественные киносказки, финансируемые Минкультуры, больше напоминают комиксы, а не советские шедевры и русские былины. Смогут ли киношники окончательно избавиться от влияния «Диснея», и почему режиссеры в основном предпочитают снимать сказки, а не патриотические фильмы, разбирались «НИ».
Наталия Казакова
Сборы в прокате российской военной кинодрамы «Август», рассказывающей о советских контрразведчиках в годы Великой Отечественной войны, превысили 1 млрд рублей. Кинокартина, вышедшая на экраны месяц назад, бьет рекорды по посещаемости, однако, сегодня это редкость для российских кинопроизведений такого жанра.
Российский кинематограф переживает «сказочный бум». Судя по анонсам онлайн-кинотеатров, сегодня на разных стадиях производства находится более полусотни картин с волшебными сюжетами. Режиссеры переосмысливают советское наследие, снимают фильмы по мотивам мультфильмов и экранизируют фольклор. Так, на минувшей неделе состоялась громкая премьера «Горыныча» режиссера Дмитрия Хонина о приключениях лихого моряка Алексея и его маленького друга-дракончика в неопознанном Тридесятом королевстве.
Русские богатыри и красавицы пользуются у кинобизнеса огромной популярностью. А официальный уход из России в 2022 году лидеров индустрии — «Уолт Дисней», «Уорнер Бразерс», «Универсал Пикчерс» и «Парамаунт Пикчерс» — открыл для них новые горизонты. Тот редкий случай, когда отечественное производство, безусловно, выиграло от введения западных санкций.
«На сегодняшний день в России, как и в США, главенствует исключительно продюсерский кинематограф — запускаются проекты с потенциально высоким уровнем коммерческого успеха и прокатной историей. Кроме того, существует целый ряд приоритетных тем. Во-первых, историческое кино о событиях и личностях времен Великой Отечественной. Во-вторых, фильмы о наших спортивных победах. И, в-третьих, детские ленты. В непростые времена нужны добрые и чистые фильмы. Крайне важно дать возможность зрителю хотя бы на полтора-два часа окунуться в мир грез и радости. В ближайшее воскресенье обязательно пойду с сыном на фильм моего друга и коллеги Дмитрия Хонина», — рассказал корреспонденту «НИ» режиссер Леонид Баграмов.
Впрочем, некоторые из этих фильмов только детскими не назовешь. В них есть эпизоды или цитаты, понятные лишь взрослой аудитории в духе бессмертных творений Марка Захарова «Убить дракона» или «Формулы любви». Взять хотя бы анимационный богатырский цикл студии «Мельница»: монголы, князья, психоанализ, семейные драмы, феминизм, коллекторы, казнокрады. Быль сегодняшняя, приправленная каноническим эпическим повествованием и народным духом.
Народ, кстати, давно разобрал мультфильм на цитаты — «А как задумался, так сразу упор лежа принял…» и другие. Сказочный кинематограф, как и в советские времена, заговорил эзоповым языком.
В интересах культурной революции
Российский зритель не чувствует себя обделенным сказочными персонажами. Только вместо заморской нечисти теперь мы видим на экранах любимые с детства образы: Кощея, Бабу-ягу, Емелю и Трубадура.
«Что лично меня смущает, так это сценарная трактовка. Русские сказки имеют яркую и особенную форму повествования, выстроенную веками. Сейчас же мы пытаемся идти по пути Голливуда и уходить в форму современных комиксов. Комикс — это продукт американской и японской культуры, но не русской. На мой взгляд, в жанре сказок нужно работать, сохраняя истинно русские традиции советского кинематографа, заложенные великими Александром Роу, Михаилом Юзовским, Александром Птушко и Александром Миттой», — считает режиссер.
Подавляющее большинство выходящих на экраны киносказок финансируется Министерством культуры РФ и Фондом кино. Доля госфинансирования увеличивается с каждым годом. По этому показателю сказки обгоняют даже патриотические фильмы про Великую Отечественную войну. Поддержка распределяется по итогам конкурсного отбора — съемочные группы защищают свои сценарии перед экспертным советом.
Огромные суммы сказки собирают и в прокате. Так, отечественный «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко два года назад потеснил «Аватара» Джеймса Кэмерона и собрал рекордные 7 млрд рублей. Постером с анонсом фильма про плюшевого ушастика встречали даже гостей Петербургского экономического форума — масштабного международного события.


Но, как ни странно, очередной взлет популярности русского кинофольклора связан со студией «Дисней». Именно российское отделение компании на рубеже нынешнего десятилетия, еще до закрытия границ и санкций, выпустило трилогию «Последний богатырь». Первая часть собрала в кинотеатрах 1,7 млрд при бюджете картины в 370 млн рублей. Две другие превысили 2 млрд рублей. А далее продюсеры, проанализировав зрительский спрос, вовсю начали эксплуатировать сказочную тему.
Русская сказка — альтернатива западным комиксам, которые в РФ теперь не посмотреть легально. Во-первых, «свято место пусто не бывает». У нас тоже есть свои супергерои-богатыри, которые формируют патриотический контент, побеждая сказочное зло. Во-вторых, «сказка ложь, да в ней намек…» Фильмы с волшебным сценарием практически гарантированно получают прокатные удостоверения. И в них можно завуалировать то, что не пропустят никакая цензура и самоцензура.
«Современные экранизации советских мультфильмов — „Летучий корабль“, „Бременские музыканты“, „Чебурашка“ — это заигрывание с условно повзрослевшими людьми, успевшими стать родителями. Таким образом связываются поколения. Но есть, конечно, и свои подводные камни. Они грешат злободневностью», — прокомментировала сказочную популярность кандидат культурологии, преподаватель Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушинского Варвара Тирахова.
Из наиболее удачных киносказок эксперт отметила хит с Никитой Кологривым «По щучьему велению».
«Неожиданно хорошо проработана художественная часть с созданием естественных, недорисованных декораций. Это очень круто выглядит. Кроме того, создатели фильма обращаются в первую очередь к фольклорному сюжету, даже к нескольким фольклорным сюжетам и особым образом их миксуют. Также можно отметить мюзикл „Летучий корабль“, который сочетает старые песни с рок-хитами и популярной музыкой нулевых. С одной стороны, тренд, с другой — опять заигрывание с миллениалами, с родителями, которые сейчас приводят своих детей в кино. Как можно устоять, когда слышишь „Верхом на звезде“ Найка Борзова! Но если советские киносказочники состояли на службе у культурной политики и просвещения, то современные, очевидно, в первую очередь активно борются за кассу», — сказала Варвара Тирахова.
В целом эксперт-культуролог оценивает современные сказки как «подающие надежды»:
«Именно детский кинематограф во многом формирует ту самую российскую идентичность, он очень важен для воспитания новых поколений. Я думаю, что у нас еще научатся их снимать и, возможно, вообще найдется какая-то новая уникальная форма детского кино».

Зритель голосует рублем
И хотя современные экранизации и адаптации сказок по-разному оцениваются критиками, разбирающими на детали не только актерскую игру и режиссерский замысел, но и технические аспекты кинопроизводства, снимать их оказывается выгодно.
- «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича». 2025 год. Бюджет фильма — 1 млрд рублей, сборы — более 3 млрд рублей.
- «Летучий корабль». 2024 год. Бюджет фильма — 750 млн рублей, сборы — более 1 млрд рублей.
- «По щучьему велению». 2023 год. Бюджет фильма — 600 млн рублей, сборы — более 2,5 млрд рублей.
Эффектные декорации, грим и компьютерная графика стоят дорого. Но, как известно, деньги делают деньги. Визуальная привлекательность, яркие образы и смелые шутки обеспечивают киносказкам кассовые сборы.
Но успех «Августа» показывает, коммерчески успешным может быть и серьезное патриотическое кино, если, разумеется, его делать качественно и с душой, а не ради плановой министерской галочки.