Не с теми договаривались: почему в Сочи развернули назад турецкий паром Seabridge

Не с теми договаривались: почему в Сочи развернули назад турецкий паром Seabridge

Не с теми договаривались: почему в Сочи развернули назад турецкий паром Seabridge

ВЛВиктор ЛевинОбозревательПаром «Seabridge», который впервые с 2011 года выехал из Трабзона в Сочи, так и не получил разрешения на заход в российский город. Судно с 20 пассажирами, 18 из которых граждане России, вынуждено было отплыть обратно в Турцию. «НИ» предлагают свою версию беспрецедентного события.

Виктор Левин

Seabridge тест не прошел

Первая реакция людей, которые читают новости о пароме у берегов Сочи, формулируется словом из трех букв: шок! Как это так произошло, что гигантский шестипалубный пароход, прибыв во второй раз за месяц в акваторию порта Сочи и простояв там пару суток и даже пройдя процедуру осмотра своего корпуса водолазами, был выгнан в открытое море словно какой-то морской хулиган на личной лодке, случайно заплывшей не в тот порт и не в ту страну.

Читаешь про страдания россиян-пассажиров — и дело представляется гуманитарной катастрофой.

У пассажира по имени Саид, который вместе с дочерью рассчитывал сойти на берег еще 6 ноября, пропали авиабилеты до Уфы. Потому дочь уже точно не приедет вовремя на работу из отпуска.

Другая семья россиян жила в Турции не один год, потом решила вернуться в Мариуполь, «потому что он стал российским», продала квартиру и после аннулирования вида на жительство отбыла на пароме в Сочи. Теперь все переживают, что в Турции их могут не принять и они окажутся «между небом и землей»…

Почему бы этих и других пассажиров в количестве всего 20 человек не перевезти пограничным катером на берег и не пустить в Россию? К чему это бесчеловечное решение — вернуть всех Тробзон?

Но губернатор Кубани Вениамин Кондратьев был непреклонен, объявив, что «тестовый международный рейс парома был выполнен без согласия принимающей стороны.»

Не с теми договаривались: почему в Сочи развернули назад турецкий паром Seabridge

Беспредел без объяснений?

Как это не было согласия? -бьют себя в грудь организаторы паромной переправы. Гендиректор «СВС Шиппинг» Сергей Туркменян говорил РИА Новости, что заход Seabridge в порт Сочи был согласован со всеми портовыми службами и контрольными органами. Он уточнил, что паромную линию «Сочи — Трабзон — Сочи» официально зарегистрировали в российском Минтрансе и присвоили ей статус круглогодичной регулярной линии до конца 2027 года.

«Имея на руках все разрешительные документы, мы будем разбираться с тем беспределом, который творится с этим вопросом. Причины нам никак не объяснили — мы прошли все проверки; и мы, и портовые службы ждали постановки к причалу, но вдруг пришел отказ», — сообщил Туркменян.

Получается, что турецкий перевозчик просто не знал, кто именно является «принимающей стороной» — Росморречфлот или администрация Краснодарского края?

Но зачем губернатору противиться реанимации значимого транспортного проекта? Паромное сообщение между турецким Трабзоном и российским Сочи началось еще в 1993 году. На этом маршруте работали до пяти пассажирских судов. Они перевозили не только туристов, но и до 200 автомобилей за один раз, включая фуры с самыми разными турецкими товарами. Сегодня, когда сухопутный путь в Турцию вдоль моря закрыт в Абхазии, возможность всего за 12 часов перебраться с товаром из Турции в Россию, была бы востребована бизнесом.Но…

— Давайте вспомним, почему в 2014 году переправа прекратила работу. — предлагает эксперт «НИ» Игорь Лемешев. — Первой причиной называли неспособность сочинского порта принимать большие паромы. У таможни не хватало специалистов и специальной техники, чтобы осматривать не только чемоданы пассажиров, но и груженый автотранспорт. Узкие дороги центра Сочи не вмещали грузовики и фуры, создавая дополнительные пробки в городе.

Но вторая причина — еще важнее. Говорилось, что администрация Краснодарского края была не в восторге от прибывающих на паромах турецких овощей, которые создавали конкуренцию местным агропроизводителям. Ограничить экспансию конкурентов удалось под видом борьбы за безопасность перед Олимпийским играми 2014 года.

С тех пор вопрос безопасности в связи с СВО и вовсе вышел на первый план.

В июле 2025 года было сообщено, что запуск паромного сообщения между Сочи и Трабзоном отложен на неопределенный срок в связи с новым указом президента РФ Путина, — он требует, чтобы иностранные суда получали разрешение от капитанов портов, согласованное с ФСБ. Можно предположить, что в случае с сочинским портом требовалось и добро от ФСО.

Тем не менее 16 октября 2025 года состоялся тестовый рейс парома Seabridge из Трабзона. Однако он не был принят в порту Сочи. Губернатор Краснодарского края Кондратьев заявил без всяких обиняков:

«Считаем, что организация международного грузопассажирского паромного сообщения в нынешних условиях небезопасна и преждевременна. Паром „Сибридж“ может перевозить до 200 легковых и грузовых машин, которые должны проходить тщательную проверку. Организовать необходимые процедуры в порту Сочи сейчас невозможно… Несмотря на это инициатор перевозки старается запустить паром в работу и получил разрешение в Росморречфлоте. Самое главное — без согласия с нашей стороны — паром „Сибридж“ отправился в тестовый рейс. И сейчас уже находится на рейде порта Сочи. Это недопустимая ситуация. Со своей стороны готовим обращение в Минтранс РФ о невозможности организации работы данного парома».

Казалось бы, куда яснее сказано?

Тем не менее вечером 5 ноября 2025 года паром Seabridge вышел из Трабзона в Сочи в первый рейс с пассажирами. Итог известен. Попытка проверить, кто на Кубани власть, закончилась не в пользу турецких проверяющих.

Не с теми договаривались: почему в Сочи развернули назад турецкий паром Seabridge

КСТАТИ

Между Сочи и Трабзоном существует круизное сообщение на трое суток. 11-палубное судно вмещает 1300 пассажиров. К их услугам — рестораны, кинотеатр и концертная площадка, бары с дискотеками и фитнесс-центр с тренажерами и баскетбольной площадкой. Возражений со стороны губернатора, ФСБ и ФСО эти рейсы не вызывают.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.