Илья Гращенков: Насколько можно поднять налоги для бизнеса в России?

.

Илья Гращенков: Насколько можно поднять налоги для бизнеса в России?

Говорят, что губернаторы получили новую задачу — выводить граждан из «серой зоны» занятости и т. н. гаражной экономики. Причина очевидна: острый дефицит региональных бюджетов и установка «искать деньги самим».

Проблема в том, что вывод из тени — это сложная история, которая может добить остатки налогоплательщиков. И тогда для пополнения бюджетов останутся одни лишь госкорпорации, а они не во всех регионах есть.

Власти на местах активно создают комиссии, подключают ФНС и другие ведомства для отслеживания недобросовестных схем оформления на работу (это когда компании оформляют сотрудников как ИП, например, заключая с ними контракты). Речь идет о легализации миллионов таких работников, и результатов ждут «здесь и сейчас». Однако за этим административным натиском кроется фундаментальное экономическое противоречие, которое грозит свести все усилия на нет и породить новые проблемы.

Парадокс в том, что ИП платят по 6%, а компании — под 50% налогов (включая соцстрах и т. д.) Это неподъемная для большинства видов бизнеса фискальная нагрузка при полноценном трудовом договоре. Чтобы вывести работника из тени, его нужно оформить официально. А это и подоходный налог (НДФЛ) 13%, и страховые взносы в фонды (еще 30% от фонда оплаты труда в базовом случае), плюс налоги на прибыль или оборот для самой компании…

Ранее еще предоставляли вариант «полутени» с налогом до 6% с упрощенной системой налогообложения (УСН) для ИП, т. е. разница в десять раз…

Власти, требуя резкого увеличения налоговой базы, игнорируют базовый закон экономики: субъекты хозяйствования действуют рационально. Бизнес, особенно малый и средний, работающий в условиях высокой конкуренции и сжатой маржинальности, физически не может одномоментно увеличить свои налоговые расходы в несколько раз. Это неминуемо приведет либо к банкротству, либо к резкому сокращению зарплат, что, в свою очередь, ударит по потребительскому спросу.

Вместо кавалерийского наскока с требованием «легализовать всех» правительству следовало бы заняться тонкой настройкой, которой оно занималось ранее. Необходимо нащупать ту самую «предельную черту» налогообложения, до которой большинство еще готово не уходить в глубокую тень. Опыт и расчеты многих экономистов показывают, что для широкого спектра малого бизнеса и наемных работников, желающих легализоваться, эта черта находится в районе 10%, максимум 15%. Это та цена, которую они готовы заплатить за легальность, безопасность и доступ к официальным благам. Что косвенно показывает повышение ставки НДФЛ.

Но, судя по всему, регионам спустят план, и они будут его выполнять. Начнутся «разъяснительные работы» с бизнесом, а в случае неготовности идти на компромиссы — показательные процессы.

На этом фоне резкая смена риторики в отношении самозанятых выглядит забавно. Если 5 лет назад государство активно продвигало этот статус как прогрессивный и удобный, и бизнесу фактически намекали, что это легальный способ оптимизации, теперь он превратился в «недобросовестную практику». Тот, кто пошел по этому пути тогда, сегодня оказывается под ударом, что несколько подрывает доверие бизнеса к власти.

Чем все это кончится? Бизнес либо найдет новые, еще более изощренные схемы ухода, либо будет вынужден сворачивать деятельность. Боюсь, что выжать больше 10-15% будет сложно. При ставках ЦБ на кредиты, снижении спроса и западных санкциях выживут только поддерживаемые властями бизнесы. Но их плюс (он же и минус) — опираясь на субсидии и финансирование, они менее эффективны, а иногда и коррупционны.

Илья Гращенков, политолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.