Эта музыка будет вечной: каково исполнять песни на улицах в Петербурге?

Эта музыка будет вечной: каково исполнять песни на улицах в Петербурге?

Эта музыка будет вечной: каково исполнять песни на улицах в Петербурге?

Евгений БогучарскийПисатель, член Союза журналистов России.Музыканты давно стали частью городского пейзажа, но внутри их сообщества кипят страсти.

Музыка звучала на улицах Петербурга с самого времени основания города. Практически ежедневно ее слышно в разных районах Северной столицы и поныне — благодаря уличным музыкантам. Как на их жизнь повлияли ограничения, что могут услышать на питерских улицах прохожие и как много можно заработать с их подачек — читайте в материале «РосБалт».

Музыканты как источник проблем

Эта музыка будет вечной: каково исполнять песни на улицах в Петербурге?

Первые уличные концерты Петербурга XVIII века происходили в условиях, когда концертные площадки в новой столице еще только строились. Однако особенности климата быстро загнали артистов под крышу, как только таковая появилась над головой, а уличные концерты в привычном понимании укрепились отдельным жанром только в следующем, XIX веке.

Полиция того времени относилась к кочующим музыкантам не иначе, как «профессиональным нищим», и старалась по возможности пресекать спонтанные выступления в людных местах. Об этом свидетельствует неоднократно описанный в русской литературе способ заработка шарманщиков — они могли играть только во дворах домов, но сначала предстояло договориться с жильцами о выступлении.

Если же музыка начинала звучать на улице, то история могла закончиться в суде, констатировал петербургский криминальный журналист и краевед второй половины XIX века Владимир Михневич.

«Раз полиция обвинила трех студенток за пение песен на улице. Дело это разбиралось несколько раз и наделало шуму. Шум был из пустяка. Оказалось, что обвиняемые пели „чинно и тихо“, и тотчас же по приглашению околоточного замолчали. Суд их оправдал. Менее был счастлив другой меломан, приказчик винного погреба. На второй день Пасхи он вышел на улицу с гармоникой в руках. Начал играть, но в самый разгар подбежал городовой и сказал: „Играть строго воспрещается!“. Музыкант прошел несколько шагов, не выдержал — и снова заиграл. Опять появился городовой, затем третий, четвертый… Музыкант разозлился, в досаде изломал свой инструмент о голову одного из встреченных стражей порядка. На суде он наивно объяснил: „Целый год, как в тюрьме, сидишь в погребе. На праздниках вырвался погулять, купил себе гармонию, захотел ее испробовать на улице, а городовой говорит — нельзя…“. Судья приговорил уличного музыканта к тюрьме за оскорбление полицейского чина. Таких случаев было много. Они показывают, что простому человеку было непонятно, почему нельзя играть на улице?», — пишет Михневич в книге «Язвы Петербурга».

Современные реалии позволяют уличным музыкантам свободно играть музыку в общественных местах, не опасаясь гонений за попрошайничество или нарушение «режима тишины». Однако есть важные нюансы.

Ограничения в пределах разумного

Эта музыка будет вечной: каково исполнять песни на улицах в Петербурге?

С мая 2023 года в Санкт-Петербурге действует закон, который регулирует организацию и проведение уличных выступлений в общественных местах. Играть разрешено строго в определенных точках, которые делятся на три категории. «Тихие зоны» не подразумевают использование звукоусиливающей аппаратуры и ударных инструментов, в «умеренных» допущено звукоусиление громкостью не больше 500 Вт, а вот в «громких зонах» можно уже и превысить этот лимит. Места для выступлений определяют администрации районов, заявку нужно подавать заранее. Есть и лимит на количество выступлений одного музыканта в месяц.

«Мне не приходилось подавать заявку ни разу, но я играю без усилителя, хотя порой и с дружеским кахоном, а это уже ударный. Есть популярные места, за которые еще пару лет назад бушевали нешуточные конфликты между артистами, можно было даже увидеть и, что нелепее, услышать, как они пытаются переиграть друг друга, скажем, на Дворцовой. Или проследить за развитием конфликта по ругательным постам в соцсетях. После 2023 года такое поведение ушло в прошлое, никто не хочет лишнего внимания к своим персонам», — рассказал уличный музыкант Игорь (имя по просьбе собеседника «РосБалта» изменено).

По словам Игоря, в Петербурге есть несколько десятков популярных у музыкантов локаций в центре, далеко не все из которых присутствуют в списках мест с разрешенной игрой. Но исполнителей там меньше не становится — по причине регулярного притока аудитории.

«Часто это какие-то оживленные и проходные места, где во время концертов музыку могут услышать только прохожие. Она никому не мешает отдыхать, потому, веротяно, на таких артистов смотрят сквозь пальцы», — считает Игорь.

Инструменты и репертуар

Эта музыка будет вечной: каково исполнять песни на улицах в Петербурге?

Количество используемых на улицах Петербурга инструментов поражает воображение. Можно встретить барабанщиков, гармонистов, балалаечников, перкуссионистов, духовиков, скрипачей и даже контрабасистов. Но чаще всего используются гитары и кахон.

«При определенной сноровке кахон сделать самому, он дешевый и легко разнообразит гитару, если есть навык, можно сносно громко играть вдвоем, безо всяких усилителей», — пояснил Игорь.

Если же говорить об усилителях, то ими непременно пользуются певцы, которые исполняют репертуар под записанное музыкальное сопровождение. Впрочем, достаточно громко играют большие или опытные ансамбли, но вот с репертуаром могут возникнуть проблемы.

«Уличные и подземные музыканты меня теперь больше раздражают. От них болит голова, когда ползешь уставший домой, их слишком много, они нарушают закон о тишине, мешают жильцам, они исполняют дурацкий репертуар. Причем, зачастую очень плохо исполняют. Проходя по Невскому, редко можно услышать что-то, кроме „Батарейки“, „Пачки сигарет“, Ромы Зверя, Саши Васильева и еще чего-нибудь столь же надоевшего», — поделился в прошлом выступавший на улицах музыкант Иван.

Действительно, чаще всего в общественных местах играют популярные песни, однако есть исполнители, которые все же делают акцент на жанрах — шансоне, классическом русском роке, относительно молодежных хитах.

«Люди охотнее обращают внимание на знакомые песни и узнаваемые мелодии, а если они как-то отзовутся в сердце, можно рассчитывать на отклик и диалог, ради которых лично я обычно выхожу играть», — отметил Игорь.

Деньги не главное

Эта музыка будет вечной: каково исполнять песни на улицах в Петербурге?

Табличка с указанием реквизитов или «ассистент» с шапкой для сбора донатов с заслушавшихся музыкой — непременный атрибут любого долгого уличного выступления. Однако музыканты уверяют, что все затевается не только ради материальных поощрений.

«Для меня эта была, в частности, возможность устроить концерт группы без лишних „терок“ за сцену в каком-нибудь клубе. Да и зачастую мы не были готовы для такого пилотажа, а поиграть на улице — в самый раз, тут тожеживая публика, и оргмомент — и всякие неожиданности, это закаляет. Ставили шапку, семь лет назад на Невском пара вечерних часов — это три-четыре тысячи рублей каждому из тогдашнего квартета», — вспоминает Иван.

Играющий по сию пору Игорь подтверждает слова бывшего коллеги, правда, называть точные размеры заработков наотрез отказался.

«Большинство уличных музыкантов играют не только на улицах, в переходах и площадях (или такая практика лишь эпизод жизни). И — не обязательно музыкальной жизни, прежде всего — это определенный опыт, а деньги — уже сопутствующее ему. Люди охотнее жертвуют, если слышат знакомую музыку, наверняка за этим стоит целая личная история. Но сам я только игрой никогда не жил, и не желал бы никому такого», — резюмировал Игорь.

Другой собеседник агентства, Иван, добавил, что сейчас не играет музыку в принципе, и посетовал на то, что профессиональная музыкальная карьера в России невозможна без серьезных вложений.

«Интерес к уличным музыкантам мал, это идет из Европы с ее традициями к средневековым вагантам. Пришлось лично ощутить на себе такое отношение в скандинавских странах, где играть музыку на улице в культурной среде считается недостойным и небезопасным занятием. Хотя из любого правила, конечно, бывают и исключения», — констатировал Иван.

Евгений Богучарский

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.