Спасатели Красноярского края получили партию современных гусеничных вездеходов ТМ-140. Об этом сообщает пресс-служба «Ростеха». Безусловным преимуществом машины в госкорпорации называют высокую проходимость. Вездеход может передвигаться по глубокому снегу, болоту и подниматься в гору под углом до 30 градусов. Ещё один крупный производитель гусеничных вездеходов — Иркутский завод гусеничной техники. Его флагманская модель — «Росомаха», идеально подходящая для лесистой местности. Кроме того, российские предприятия выпускают широкий модельный ряд колёсных вездеходов. По мнению экспертов, такая техника позволяет России успешно осваивать бескрайние просторы Арктики и Сибири.
Холдинг «Высокоточные комплексы» (входит в «Ростех») поставил МЧС России новую партию гусеничных плавающих вездеходов ТМ-140. Об этом сообщает пресс-служба госкорпорации.
«Они будут нести службу в Сибирском региональном поисково-спасательном отряде. Машины предполагается использовать на территории Таймыра и прилегающей к ней прибрежной зоне морей Северного ледовитого океана», — говорится в Telegram-канале «Ростеха».
ТМ-140 выпускается на мощностях Курганмашзавода. Как отмечают в госкорпорации, машина незаменима, когда требуется преодолеть снежную целину, болотистую местность, овраг или водную преграду.
«Именно в таких условиях и будут работать новые ТМ-140: 80% всех поисково-спасательных работ на месте службы проводится в тундре. Для решения этих задач вездеходы поставили в двух комплектациях: с пассажирским модулем и с крано-манипуляторной установкой», — уточнили в «Ростехе».
Такие гусеничные вездеходы уже успешно эксплуатируют отряды МЧС Коми (Воркута), Якутии, Чукотки, Архангельской и Мурманской областей.
Надёжность и ремонтопригодность
В мае пресс-служба «Ростеха» сообщила о том, что Курганмашзавод возобновляет крупносерийное производство ТМ-140. В 2026 году предприятие планирует изготовить 40 вездеходов и продолжит наращивать объёмы выпуска.
При этом заказчики получат машины в четырёх комплектациях — в базовой (с грузовой платформой), с пассажирским модулем, с модулем-мастерской или с крано-манипуляторной установкой. По желанию заказчика курганцы готовы оснастить вездеход дополнительным оборудованием.
«Помимо универсального модуля, вездеход можно укомплектовать электростанцией, мастерской для ремонтно-восстановительных работ и спасательным оборудованием. Также на него можно установить дополнительные топливные баки и увеличить дальность до 870 км — благодаря этому спасатели всегда смогут добраться до труднодоступных районов. Это особенно актуально для северных широт, где сложные погодные условия могут ограничивать использование авиации», — отметили в «Ростехе».
Грузоподъёмность ТМ-140 составляет 4 тонны, скорость — до 45 км/ч по твёрдой поверхности и до 5 км/ч на воде, запас хода — более 500 км. Плавающий вездеход легко заводится, а в салоне поддерживается комфортная температура независимо от погоды.
ТМ-140 неоднократно модернизировался с целью повышения надёжности и эксплуатационных характеристик. Ключевым преимуществом гусеничной машины в «Ростехе» называют высокую проходимость. Вездеход может передвигаться по глубокому снегу и подниматься в гору под углом до 30 градусов.
Ещё один крупный отечественный производитель гусеничных вездеходов — Иркутский завод гусеничной техники (ИЗГТ). Его детище ТГ-126-01 «Росомаха» заявлено как модернизированный аналог позднесоветского болотохода ГАЗ-34039.
От предшественника новая машина отличается прежде всего увеличенным полезным пространством в пассажирском отсеке и сниженным удельным давлением на грунт.
«Вездеход («Росомаха». — RT) отлично подходит для передвижения в лесистой местности; обладает повышенной проходимостью, за счёт низкого удельного давления, и способен проехать любые болота. Простой и надёжный аналог ГАЗ-34039, проверенный временем, претерпел ряд изменений улучшающие прочностные характеристики», — говорится на сайте ИЗГТ.
Пассажировместимость «Росомахи» составляет 12 человек, масса — более 4,5 т, дорожный просвет — 400 мм. Дизельный двигатель Д-245.12С с турбонаддувом позволяет снегоболотоходу разгоняться по ровной твёрдой поверхности до 60 км/ч. Вездеход может перевозить грузы до 1,5 т.
По словам разработчика, «Росомаха» адаптирована под логистику, обслуживание линий электропередач, тушение лесных пожаров и лесовосстановление.
«Дом на колёсах»
Одновременно с гусеничными вездеходами ИЗГТ разработал ряд перспективных образцов колёсных снегоболотоходов. В конце июля в своём Telegram-канале предприятие сообщило о завершении первого этапа полевых испытаний автомобиля MR1 (MarsRover). Проверялись управляемость и система охлаждения машины, а также её способность преодолевать болота и подниматься на склоны.
«MR1 — это абсолютно новый вездеход, собранный нами с нуля… Кое-что будем дорабатывать, но машина уже едет туда, где другие сдаются. После возвращения мы полностью разобрали машину — износ минимальный, конструкция отработала на отлично», — заявили в ИЗГТ.
Масса MR1 — 2,18 т, что является хорошим показателем для техники такого класса. Как утверждает разработчик, относительно скромный вес позволяет вездеходу «уверенно двигаться по болотистой местности, рыхлому снегу и другим труднопроходимым участкам, сохраняя высокие показатели динамичности и экономичности».
Как отмечают опрошенные RT эксперты, в России сложился довольно конкурентный рынок колёсных снегоболотоходов. Одним из лидеров этого сегмента является красноярский завод «Север». За десять лет работы она выпустила свыше 1 тыс. машин.
В настоящее время завод сосредоточен на производстве вездеходов «Егерь» и «Турист». Первая модель представляет собой компактный и манёвренный вездеход. Это довольно простая в управлении машина с запасом хода до 1000 км без дозаправки. Она идеально подходит для охоты, рыбалки и экспедиций в труднопроходимые места.
«Турист» — просторный и мощный вездеход для больших компаний и длительных маршрутов. Он способен вместить до 11 человек, имеет четыре спальных места и утеплённую кабину.
«Это вездеход «дом на колёсах», готовый к дальним экспедициям», — сообщается в Telegram-канале завода «Север».
В РФ создаётся лёгкий гусеничный транспортёр для российских военных подразделений в Арктике. Об этом сообщил начальник Главного…
Ещё один вездеход красноярского предприятия — модель «Профи-Макс». Снегоболотоход сконструирован по колёсной формуле 6х6. Он способен вместить до 14 человек и перевозить грузы до 2,5 т. С 2024 года машина находится на службе подразделения МЧС Новосибирской области.
«Профи-Макс — это не просто вездеход, это настоящий профессионал своего дела. Благодаря своей уникальной конструкции и мощному двигателю Cummins ISF 3.8, он способен преодолевать любые препятствия и обеспечивать быстрое и безопасное передвижение по труднодоступной местности», — сообщается в материалах компании.
Как рассказал в беседе с RT ведущий эксперт по амфибийной технике, директор по развитию компании «Север» Павел Трыков, отечественные государственные и частные компании создают самые удачные образцы вездеходов, особенно для арктической местности.
Данная техника позволяет выполнять большое количество важнейших задач на труднодоступных территориях. Это поисково-спасательные операции, сопровождение арктических экспедиций, обеспечение жизнедеятельности на Крайнем Севере.
«Большое направление — это, естественно, наш нефтегазодобывающий комплекс. Вездеходы помогают осуществлять геологоразведку, транспортировку «вахтовиков», ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций, если они возникают на месторождениях и трубопроводах», — пояснил Трыков.
Генеральный директор компании «Вездеходы Медведь-Шатун» Сергей Усов заявил в разговоре с RT, что в последнее время растёт популярность колёсных машин в виду простоты эксплуатации. При этом гусеничная техника более эффективно преодолевает большинство болот.
«Гусеничная техника более узконаправленная и нуждается в постоянном обслуживании. Колёсная — в этом отношении проще и для неё почти нет преград. Она применяется круглогодично и везде на наших северных просторах. Колёсные вездеходы хорошо чувствуют себя на слабонесущих и твёрдых грунтах, а безусловным преимуществом гусеницы остаётся способность преодолевать болота», — подчеркнул Усов.
По мнению экспертов, Россия добилась серьёзных достижений в развитии вездеходов, несмотря на санкции и экономические трудности. Эта неприхотливая и мощная техника позволяет успешно осваивать Арктику и труднодоступные районы Сибири.